Тревоги ракообразных
Французские ученые, работающие в Аквитанском институте общей и когнитивной нейробиологии, расположенном в Талансе, совместно с коллегами из Института нейродегенеративных заболеваний (Бордо) и Университета Бордо проводили эксперименты по изучению поведения флоридских раков, изучая реакцию этих членистоногих на стресс.
Флоридских раков помещали в аквариум крестовидной формы, два «тоннеля» в емкости освещали, а два оставляли темными. Раки, которых ученые не беспокоили (контрольная группа), проводили одинаковое количество времени в ответвлениях с разной освещенностью, хотя перед заходом в светлый отсек некоторое время раздумывали. Подопытные образцы, получавшие удар электрическим током, уединялись в темных рукавах и проводили там в 3-4 раза больше времени, стараясь поменьше высовываться на свет.
У позвоночных, в том числе млекопитающих, за тревожное поведение регулирует нейромедиатор серотонин, если его концентрация повышается, то усиливается тревожность. Поэтому в следующих экспериментах ученые решили проверить, что происходит в «мозгах» у раков. Для этого замерили уровень серотонина в головном ганглии рака - после воздействия тока он оказался повышенным. Но ведь ток мог привести к повышению этого вещества. Для проверки, решили вколоть серотонин «спокойным» ракам, это привело к появлению симптомов тревожности: подопытные старались уползти во тьму.
Последнее исследование полностью подтвердило гипотезу. Если ракообразным после стрессовой ситуации вводили антагонисты серотонина, то они полностью успокаивались и путешествовали по всем отсекам.
Кроме изменения уровня серотонина, ученые зафиксировали повышение в гемолимфе уровня глюкозы у испытавшего стресс рака. Это также показывает на схожесть стрессового ответа на аналогичное воздействие у позвоночных.
Опыты помогли определить, какие изменения происходят в организме рака в стрессовой ситуации. После увеличения количества серотонина, ускоряется обмен веществ, что приводит к повышению способности быстро реагировать на происходящее. Эта схема работает как у позвоночных, так и у беспозвоночных животных, что позволяет предполагать: формирование нейромедиаторов и реакции на стресс началось еще на заре эволюции.
Результаты исследования не означают, что раки испытывают такие же чувства, как и кролик или человек. Действие нейромедиаторов направленно на изменение поведения в стрессовой ситуации, для обеспечения адекватной реакции в случае угрозы и не связано напрямую с переживаниями и чувствами.