header

» » » » » Новый взгляд на тайну необычных способностей левшей

Новый взгляд на тайну необычных способностей левшей

Новый взгляд на тайну необычных способностей левшей


Принято считать, что левши умнее правшей, однако исследования показывают, их IQ выше только на один пункт, это можно списать на статистическую погрешность. Предположение, что среди левшей много ярких и незаурядных личностей, тоже не подтверждаются исследованиями. В то же время среди профессиональных музыкантов и великих математиков способности левшей неоспоримы.  

Кроме того, дети левши имеют серьезные трудности в обучении, среди них высокая доля страдающих дислексией и заик, взрослых отличает высокий уровень аварий при вождении автомобиля. Хотя последнее обычно списывают, на то, что оборудование машин предназначено для удобства управления правшами. Обычно, все индивидуальные черты леворуких людей списывают на необычное строение головного мозга, и не задумываются об особенностях развития детей левшей, а ведь малыш с первых лет жизни сталкивается с трудностями, которые незнакомы праворуким детям.

 

Пространственное мышление и память


Уже с годовалого возраста дети левши, находятся в неравных условиях с правшами, если воспитываются праворукими родителями (здесь могу быть излишне пространной, чтобы постараться донести этот момент). Для создания картинки обращусь к более позднему возрасту, а именно 6-7 годам, когда детей учат писать. Каждый может вспомнить, как повторял движение руки учителя, чтобы получилась нужная закорючка. Леворукие дети так не могут. Они вынуждены запомнить движения учителя, потом в уме представить, как сделать то же самое левой рукой и только после этого могут написать закорючку. Теперь вспомним о таком ужасно сложном процессе, как завязывание шнурков, правильные способы держать вилку, карандаш и ложку, и множество других повседневных действий. Прибавим поиски способов держать ножницы и открывашки сделанные для правшей, для получения приемлемого результата и становится понятным что в силу особенностей развития детей левшей, им необходимо развивать пространственное мышление и память еще в том возрасте, когда эти способности левшей, которые не востребованы у правшей до определенного возраста. Вполне естественно, что в большинстве случаев развитая память и пространственное мышление помогают левшам добиться успехов именно в математике и музыке. 


Воспитание левшей в праворукой среде объясняет и трудности обучения в школе. Если ребенок не смог развить нужные навыки «переворачивания» мира к школьному возрасту, то в начальной школе ему сложно тягаться с одногодками. Позднее, обычно, все просто махают на отстающего рукой, и если ребенку не повезло с родителями и педагогами, ему ставят диагноз умственная отсталость.  Есть обратная ситуация, в силу развития памяти и пространственного мышления левша, значительно превосходящий к первому классу своих сверстников, лучше многих учится в начальной школе, пока не нужно прикладывать усилия, но к 5-6 классу его бонус перестает действовать, а заставлять себя учиться малыш в начальной школе не привык. И успеваемость гениального левши медленно ползет вниз. Но это нельзя назвать особенностью ребенка левши, так как ей могут страдать любые дети. 


Направо, налево!!! А не пошли бы вы все….


Левши действительно часто путают право и лево, но не когда речь идет о пространственном мышлении, а при необходимости связать словесные и буквенные обозначения с понятиями. И это также результат воспитания левшей в праворукой среде. В принципе к четырем годам ребенок левша пребывает в стойком замешательстве, по поводу где право, где лево, и за это надо благодарить его родителей и воспитателей. Вы когда-нибудь ехали в автомобиле левшой? Если да, то наверняка сталкивались с ситуацией, когда вам показывают направление рукой направо и говорят, что нужно ехать влево. 

Понять, что приводит к подобному замешательству, поможет следующая жизненная ситуация. Детский сад, обед, воспитательница говорит: «Дети возьмите ложку в правую руку, напоминаю, правая рука, это так которой вы едите». Дети трех-четрех лет еще не способны принимать точку зрения других людей, да и понятие лжи им не слишком знакомо. И вот леворукий ребенок получает команду взять ложку в левую руку (он ведь ест левой рукой), но звучит, она все как приказ взять ложку в правую руку, (вы еще не запутались? а ведь речь идет о восприятии малыша), в итоге, если у левши не слишком умная воспитательница, он еще и может получить нагоняй за издевательство над взрослыми. А теперь представьте, что подобные наставления ребенок слышит регулярно. Путаница между право и лево обеспечена. К пяти годам малыш придумывает способы определять, где право, где лево путем рассуждений или связывает стороны с родинками на теле или другими особенностями, но все равно эти понятия не становятся для него интуитивными. 

Неудивительно, что левши часто страдают дислексией и дисграфией, их мир к 6-7 годам слишком сильно запутан. Это правша знает, как писать слева направо, ведь его мир четко упорядочен в этом направлении, в отличие от тщательно перемешанного заботой взрослых восприятия левши.

 

Психологические конфликты


Развиваясь в мире, которые непонятен ребенку, малыш может получать многочисленные душевные травмы. Никто не может объяснить ему, почему все его одногодки уже завязывают шнурки самостоятельно, а ему эта сложная наука не под силу. Есть еще момент насильственных попыток переучить левшу, и заставить его делать все правильно. Чувство неполноценности часто является причиной заикания. 


Но есть еще одна проблема, с одной стороны ребенок понимает, что в некоторых областях превосходит одногодок, с другой выглядит неумехой и умственно отсталым. К каким перекосам может привести подобная ситуация должны изучать психологи. А родители могут просто объяснять малышам, почему так происходит, и рассказать, что особенности развития не делают левшей исключительными или малозначительными личностями. Каждый талантлив по-своему. 


Дети левшей


Еще одна проблема – это дети левшей. Правшам в этой ситуации очень повезло, особенно если один из родителей леворукий, а другой праворукий. В этом случае ребенок просто развивается, как в обычной семьей. Даже если оба родителя левши, правша общается в социуме, где ему показывают, как легче управляться правой рукой.  В то же время леворукие дети левшей часто оказываются в плену завышенных ожиданий. Левша должен обладать талантами хотя бы в музыке и математике, но если его воспитывают леворукие родители, то способности к пространственному мышлению и память развиваются у него также как и у правшей, никаких предпосылок к вынужденному развитию этих способностей у ребенка нет. Но стереотипы о его гениальности есть, и малыш с детства сталкивается с завышенными требованиями. Хотя это во многом зависит от мудрости родителей и их способности любить свое чадо. В тоже время ребенок-левша воспитанный гениальными музыкантами или математиками, возможно, унаследует их таланты, но это уже нормальная преемственность от родителей детям. 

 

 

Специально для http://spacefacts.ru/

 


Автор: Katerina3007   22-03-2015

Рубрика: Психология, Слайдер для новостей

Рейтинг:

Просмотров: 5327

Комментариев: 2

Статьи по теме

Комментарии

Lisava

Как показывает практика, нет никакой разницы - правша человек или левша. Родителям всего лишь нужно быть внимательными к своему ребёнку и помочь ориентироваться в нашем непростом мире. Тогда не будет никаких трудностей и путаницы. Если, конечно, взрослые не будут пытаться "сломать" малыша.

30 марта 2015 11:45
Комментировать

Katerina3007

Разница в том, что родители часто не могут прочувствовать потребности ребенка, который действует другой рукой, да и помочь и научить зеркально (для себя) завязывать шнурки, также может не всякий. Попробуйте на досуге.

1 апреля 2015 11:48
Комментировать

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии