header

» » » » » Палачи по приказу

Палачи по приказу

Палачи по приказу

Стенли Милгрэм за время своей недолгой жизни смог заставить психологов по-другому взглянуть на многие постулаты науки о человеческой душе. Его эксперименты в социальной психологии легли в основу классики научного подхода в этом направлении изучения мышлений и взаимодействия людей.  

Одним из самых ярких экспериментов Милгрэма стало исследование на тему, насколько далеко могут зайти люди, стараясь выполнить свои рабочие обязанности.  Его интерес к проблеме возник не на пустом месте, Стенли Милгрэм пытался ответить на вопрос, почему граждане нацистской Германии участвовали  уничтожении миллионов безвинных жертв в концлагерях. Как народ, подаривший миру великих мыслителей, таких как Кант и Гегель, превратился в стаю бездушных убийц. 

Эксперимент Стенли Милгрэма был довольно простым и в то же время необычайно глубоким. В группу испытуемых входило три человека, игравших роли «начальника», «учителя» и «ученика». «Учитель» должен был дать «ученику» задание и добиться его выполнения, в случае ошибки «наставник» наказывал «воспитанника» ударом тока, при этом после каждой ошибки напряжение увеличивалось на 15В пока не доходило до 450. Эксперимент Милгрэма прекращался только после трехкратного удара с предельным напряжением. На протяжении всего «процесса обучения» «начальник» давал указания «учителю», как нужно действовать. 

Роли в этом эксперименте в социальной психологии были распределены следующим образом. «Начальником» был экспериментатор ответственный за процесс. На роль «учителя» брали добровольца из обычных людей. «Ученика» должен был изображать актер, который делал вид, что испытывает боль от ударов тока, все его «ошибки» были тщательно подобраны, так чтобы получался один верный ответ из четырех. Конечно же, учитель-доброволец не знал ничего об исполнителях других ролей. 
 
Суть процесса 

Эксперименты Стенли Милгрэма всегда проходили одинаково. «Учителю» давали поручение давать «ученику» простые задания на запоминание. В случае ошибки он должен был нажать на кнопку, которая якобы приводила к наказанию ударом тока. Сначала «учитель» начинал чувствовать себя неловко и пытался прекратить процесс обучения. Но тут вступал в игру начальник. В моменты колебаний он давал следующие указания:

- Пожалуйста, продолжайте;
- Согласно условиям эксперимента вы должны продолжить;
- Продолжайте – это абсолютно необходимо;
- Вы не имеете выбора, вы обязаны продолжать;

После каждого полученного от «учителя» отказа продолжать, фразы повторялись с первой по четвертую, если после последнего предложения доброволец не включался в работу, эксперимент заканчивался. 

Перед началом своего эксперимента Стэнли Милгрэм ознакомил с планом работы своих коллег и студентов и попросил их высказать предположение, сколько «учителей» будет продолжать пытать «учеников» они предположили, что так поступит 1-2% добровольцев. Прогнозы психиатров были более оптимистичными.  Они высказали мнение, что после увеличения напряжения до 225 В не более 20% учителей будет продолжать участие в «обучении», а до предельного напряжения дойдет лишь один из тысячи.  

Однако результаты эксперимента Милгрэма поразили всех, включая самого ученого. Большая часть «учителей» продолжала наказывать «учеников» даже, когда те начинали кричать от боли и стучать в стену с требованием прекратить экзекуцию. 


В одной из типичной серии опытов, где участвовало 40 добровольцев, были получены следующие результаты. Пятеро или 12,5 процентов остановились после повышения напряжения д 300В, когда жертвы выказали первые признаки недовольства (отсутствие ответов и стук в стену). Четверо - остановились после второго сигнала при напряжении 315 В. Двое - прекратили экзекуцию, после 330 В, когда жертвы переставали стучать и давать ответы. Еще по одному «учителю» отсеялось на трех последующих шагах повышения напряжения от 345 до 375 В.  Остальные 26 добровольцев продолжали «обучать» своих жертв пока не до максимального напряжения в 450 В. Такое же процентное соотношение желающих продолжать подчинятся указаниям начальника несмотря ни на что получилось и в других сериях экспериментов Стенли Милгрэма. 
Изначально Милгрэм собирался отладить свои опыты в США, а затем провести их в Германии, так как предполагал, что жители этой страны более склонны к повиновению, однако, полученные результаты показали, что в этой поездки нет необходимости. Милгрэм довольно жестко высказался по этому поводу: «Я нашел столько повиновения, что нет нужды проводить исследования в Германии». 

Позднее его исследования повторили в разных странах: Германии, Голландии, Испании, Иордани, Австрии и Италии, и везде с одинаковым результатом. 

В 2002 году в журнале «Psychology Today» Томас Бласс, работавший в Мэрилендском университете, опубликовал сводные результаты всех исследований по этому вопросу, оказалось, что до конца шкалы напряжения доходит в среднем 61-66% «учителей» при этом место и время проведения эксперимента в социальной психологии не имеют значения. 

Результаты не зависели от пола добровольцев, авторитета университета, где проводилось исследование. Все испытуемые понимали, насколько опасны их наказания для «учеников», даже жалобы жертв на больное сердце и плохое самочувствие не влияли на их поведение. Никто из «учителей» не относился к садистам и не получал удовольствия от страданий «воспитанников». 

Интересные результаты были получены при небольшом изменении эксперимента. Если начальник покидал комнату, а в комнате оставался его ассистент, только 20% добровольцев продолжали эксперимент, то же наблюдалось, когда указания давали по телефону. В случаях, когда учителя могли сами выбирать пороговое напряжение, 95% участников останавливались на 150 В. 

После своих экспериментов Стенли Милгрэм пришел к заключению, что готовность нормальных людей заходить ненормально далеко зависит от авторитета дающего указания. Его исследования вызвали настороженность в научных кругах из-за этической неоднозначности. Милгрэма даже сначала не приняли в Американскую психологическую ассоциацию. 

Автор: Katerina3007   6-10-2014

Рубрика: Новости » Люди и Медицина » Психология

Рейтинг:

Просмотров: 808

Комментариев: 0

Статьи по теме

Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии